Курбан 2024

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَر
Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.
(Сура Аль-Каусар, аят 2).

Часто задаваемые вопросы

Заказы и заявки принимаются до 30  июня 12:00. О дополнительных заказах будет объявлено на нашем официальном сайте в дни Курбан айта.

Нажмите кнопку «Информация о жертвоприношении» на главной странице сайта и введите номер телефона, который вы указали при оформлении заказа. Здесь Вы можете получить всю необходимую Вам информацию.

Да. Однако заказы и заявки не рассматриваются в ночное время.

Заявки на онлайн жертвоприношения принимаются только от областных центров. Поэтому выберите ближайший к вам район.

Оплату за заказ Вы можете произвести только с помощью карты Kaspi Gold.

В таком случае свяжитесь с call-центром Вашего региона, и отправьте квитанцию об оплате по whatsapp или электронной почтой.

Оплата принимается только онлайн.

Нет. Заявку можно оформить только один раз.

Мясо жертвенного животного полностью будут раздаваться нуждающимся. Т.е. заказчик не сможет взять свою долю от жертвенного мяса.

Обряд жертвоприношения будут проводиться с 28  июня по 30 июня, то есть с первого дня Курбан айта.

Крупно-рогатый скот и верблюд можно принести в жертву совместно с несколькими людьми.

Заказчики онлайн жертвоприношения не смогут участвовать в обряде

Конечно, можно. Для этого при отправке заявки в строке заявителя укажите ФИО данного человека.

После завершения обряда жертвоприношения вы получите отчет через WhatsApp (при оформлении заказа нужно выбрать соответствующий пункт).

Вопросы-ответы касательно совершения жертвоприношения

Жертвоприношение (курбан) – в переводе с арабского означает «приближение». Значит, приблизиться к Творцу, совершая добрые дела.  А в шариате этот термин означает обряд заклания животного в определенное время учитывая правила жертвоприношения, дабы тем самым приблизиться к Господу, и добиться Его довольство[1].

Всевышний Аллах говорит о смысле жертвоприношения:

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّىٰ تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ

 

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите»[2].

Смысл данного аята заключается в том, что посредством пожертвования из самого ценного имущества, которое любо и дорого человеку, испытывается любовь ко Всевышнему. Ибрахим (мир ему) прошел это испытание. В целом, имущество данное человечеству подобно щиту, которое защищает от огня в последующей жизни, и является способом удостоиться довольства Аллаха.

Всевышний Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигает только искренние намерения, богобоязненность человека. Об этом говорится в Коране:

 

لَنْ يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَٰكِنْ يَنَالُهُ التَّقْوَىٰ مِنْكُمْ

 

«Ни мясо, ни кровь жертвенного животного не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность»[3].

Поистине, для Господа важна не форма поклонения, а смысл. Основное внимание уделяется человеческой преданности и благочестию.

Жертвоприношение - это форма поклонения, совершаемая в знак благодарности за бесчисленные блага, которые дарует нам Всевышний, и является искуплением за грехи, совершаемых в течение года. Мусульманин также раздает мясо своим детям, родственникам, соседям, беднякам. Таким образом в обществе будет царить единство, солидарность, сострадание, братство и мир. 

[1] Радду аль-мухтар, 9/452.

[2] Сура «Али Имран», 92-аят.

[3] Сура «Хадж», 37-аят.

В Судный день жертвенное животное будет свидетельствовать в пользу человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ما عمل ابن آدم يوم النحر أحب إلى الله من إهراق الدم، وإنه ليؤتى يوم القيامة بقرونها وأشعارها وأظلافها، وإن الدم ليقع من الله بمكان قبل أن يقع بالأرض، فطيبوا بها نفسا

 

 «Нет более любимого дела для Аллаха в день Курбaн-байрам, чем принесение жeртвы. В день Судa жертвенное животнoе будет на чаше дoбрых дел со своими рогами, шерстью и кoпытами. Крoвь, пролитая в этот день, достигает своего места перед Аллaхом, прежде чем она достигнет земли. Так очищaйте ею ваши души» [1].

В другом хадисе говорится,

بكل شعرة حسنة

 

"..что за каждый волосок жертвенного животного будет записана награда [2]. ." 

Это означает благодарность Господу. Мы не в состоянии сосчитать множества благ, которых дарует нам Аллах.

Аллах говорит в Коране:

 

وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَةَ اللَّهِ لا تُحْصُوهَا

 

«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их» [3].

 Вера, поклонение, слух, зрение, имущество, дети, все это – блага от Аллаха. Чтобы не утерять эти Божьи дары, мы должны быть благодарны. Одним из проявлений благодарности Богу является расходование своего имущества на Его пути.  Жертвоприношение – это выражение благодарности Богу.

Совершая жертвоприношение человек возрождает сунну пророка Ибрахима (мир ему). В день Ид аль-Адха мусульмане вспоминают как Пророк Ибрахим (мир ему)  пожертвовал своим сыном Исмаилом (мир ему), и следуют их примеру нрава, стойкости и любви к Аллаху. Таким образом, человек учится повиноваться Божьему повелению и быть терпеливым во всем.

Раздавая жертвенное мясо членам семьи, близким родственникам, соседям, друзьям и нуждающимся, возрастает любовь и привязанность среди мусульман. В то же время мусульманин избавляется от жестокости, жадности и эгоизма и заменяет их такими качествами как доброта, щедрость и смирение.

[1] Передал Тирмизи

[2] Передал Ибн Маджа.

[3] Сура «Ибрагим», 34-аят.

По ханафитскому мазхабу мукиму (тот, кто не является путником), богатому,  свободному мусульманину совершить жертвоприношение во время Курбан айта является ваджибом (обязательным) [1].

 

Аллах приказывает в Коране:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение[2].  Повелительное наклонение в этом аяте указывает на ваджиб действия. То, что было обязательно для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обязательно (ваджиб) и для его уммы. Потому что он (мир ему и благословение Аллаха) был послан в качестве примера для своей уммы[3].

 

А также Всевышний говорит:

وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَىٰ مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ ۖ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ

 «... и произносят имя Аллаха в установленные дни над жертвенными животными, которые Он дал им. Ешьте их сами и кормите несчастного (сильно нуждающегося) бедняка»[4].

Когда сподвижники спросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в чем смысл жертвоприношения, он ответил: 

«Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему). Вы получите награду за каждый волос жертвенного животного»[5].

Ученые фикха ханафитского мазхаба утверждают, что эта заповедь также применима к мусульманской умме, и считают жертвоприношение обязательным поклонением. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго предупредил:

 

مَنْ وجدَ سَعَةً فلَم يُضَحِّ فلا يَقْرَبنَّ مُصَلاَّنا

«Тоткто обладал достатком и не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям»[6].

Согласно мнениям имама Юсуфа и имама Мухаммада, а также в маликитском и шафиитском мазхабах, жертвоприношение является сунной.  В качестве доказательства они цитируют следующий хадис:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا رَأَيْتُمْ هِلالَ ذِي الحِجَّةِ وأَرادَ أحَدُكُمْ أنْ يُضَحِّيَ فَلْيُمْسِكْ عن شَعْرِهِ وأَظْفارِهِ

«Если вы увидели новолуние месяца Зуль-хиджа и кто-то из вас хочет совершить жертвоприношение, то пусть не стрижет до курбана свои волосы и ногти»[7]. Слова «кто-то из вас хочет» означает, что шариат не обязывает это действие [8].

  А также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть три вещи, которые для меня являются фардом, а для вас нафилем (добровольным поклонением). Это – витр (намаз), жертвоприношение и айт намаз» [9].

[1] Джаухара найира, 5/478.

 [2] Сура «Аль-Каусар», аят 2.

 [3] Бадаиг-ас-Санаи, 10/245.

 [4] Сура «Аль-Хадж», аят 28.

 [5] Передал Ибн Маджах.

 [6] Передал Ибн Хаджар аль-Аскалани.

 [7] Передал Муслим.

 [8] Фатху баб аль-Гина, 3/284.

 [9] Передал Ахмад, Хаким.

Воистину, любое дело начинается с намерения. Если какое-либо поклонение совершилось без намерения, то в нем нет смысла. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

إنما الأعمال بالنيات، وإنما لكل امرئ ما نوى

 

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям и поистине каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести»[1].

Чтобы жертвоприношение было действительным, должны быть выполнены три условия: животное должно быть здоровым, жертвоприношение нужно совершить в праздничные дни и нужно сделать намерение.  Нет необходимости выражать намерения словами, достаточно сделать его про себя.  Когда мусульманин покупает жертвенное животное, поручает кому-либо забить животное или забивает сам, условия намерения на принесение в жертву  считается выполненным.

Сунной является сделать намерение следующим образом: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар! О, Господь! Ты даровал мне эту жертву в качестве пропитания. Я пожертвую это ради тебя. Прими эту жертву от меня!» или сказать вкратце «Бисмилляхи, Аллаху Акбар!».

 

От Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах):

شَهِدْتُ معَ رسولِ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ الأَضحى بالمصلَّى، فلمَّا قَضى خطبتَهُ نزلَ من منبرِهِ، وأُتِيَ بِكَبشٍ فذبحَهُ رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ بيدِهِ، وقالَ: بسمِ اللَّهِ واللَّهُ أَكْبرُ، هذا عنِّي، وعمَّن لَم يضحِّ من أمَّتي

 

«Я совершил праздничную молитву с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах  и приветствует) в день Курбан айта, и после её завершения он привёл барана и принёс его в жертву, сказав: «Бисмилляхи, Аллаhу акбар. О Аллах, это от меня и от тех из числа моей общины, кто не совершил жертвоприношения»[2].

В любом случае намерение позволяет поклоняющемуся освободить свой разум от ненужных мыслей, достичь гармонию тела и разума, и совершить свое поклонение искренне.

В связи с этим рассмотрим следующие примеры важности намерения в жертвоприношении:

1. Если забивающий скот забывает, что приносит жертвоприношение и забивает животное, то его намерение учитывается при покупке животного или пометке животного в качестве жертвы.

2. Если бедный человек покупает овцу с намерением пожертвовать ею, он будет обязан (ваджиб) принести ее в жертву. Если купленное животное будет украдено или утеряно, то на нем не будет никаких обязательств. Если он не забьет животное, которое намеревался принести в жертву, и время  жертвоприношения прошло, то он обязан подать милостыню, подобно богатым людям.

3. Если жертва была принесена другим лицом без разрешения, жертва считается действительной. Ведь принимается во внимание, что владелец сначала купил животное с намерением принести в жертву [3].

4. Когда от одного до семи человек собираются совместно забить корову или верблюда, каждый из них должен иметь намерение принести в жертву. Если один из них имеет намерение лишь получить мясо, то жертвоприношение  ни одного участника не будет принято[4].

 

[1] Передано Бухари.

[2] Передано Абу Даудом, Тирмизи.

[3] «Аль-муфассал фил-фикх аль-ханафи», 217-стр.

[4] «Фатава Хиндия», 5/351.

Жертвенное животное должно быть здоровым и без изъянов.  Во-первых, это отражает искреннее намерение  человека перед своим Творцом.  Известно, что ни плоть, ни кровь жертвы не нужны Всевышнему, и только благочестие человека достигает Его.  В то же время, когда человек  ищет здоровых животных для жертвоприношения, он совершает богослужение.

Во-вторых, это поднимает дух бедных людей. Вместо того, чтобы подавать мясо животного, имеющего изъяны, благим делом является подать мясо здорового животного. Этим нуждающиеся люди почувствуют проявление уважения к себе.

Поэтому, для того, чтобы жертвоприношение было принято, шариат ставит следующие условия касательно жертвенного животного:

1.   Приносить в жертву баранов, коз, крупно-рогатый скот или верблюдов.

Дозволено закалывать  животных обоих полов. Лучше приносить в жертву мясистое животное, которое будет иметь хороший вкус.

Овец и коз закалывают от имени одного человека.  Если человек закалывает двух овец, то получает саваб как за два жертвоприношения.  Верблюдов и крупный рогатый скот закалывают от имен одного до семи человек.  Об этом свидетельствуют слова Джабира (да будет доволен им Аллах): «Вместе с Посланником Аллаха мы закололи верблюда в Худайбии от имени семи человек и одного крупно-рогатого скота от имени семи человек». У всех семерых должно быть намерение совершить жертвоприношение и раздать мясо в качестве милостыни.

2. Приносить в жертву животное без изъяна

Недопустимо приносить в жертву слепое, одноглазое, сильно хромое, слишком худое, не имеющее зубов животное, а также животные у которого отрезаны более трети части ушей или хвоста. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

أربع لا تجوز في الأضاحي العوراء البين عَورُها والمريضة البين مرضها والعرجاء البين ظَلَعُها والكسيرة التي لا تُنْقِي

 

 

«Животные со следующими изъянами не пригодны для жертвоприношений: с явным косоглазием, явной болезнью, сильно хромые и истощенные» [2].

 

Животные без рогов, со сломанными рогами, проколотыми ушами могут быть принесены в жертву. Также дозволено забивать кастрированное животное. Мясо таких животных бывает жирным и вкусным, и это не является изъяном [3].

Если выяснилось, что жертвенное животное имеет какие-либо недостатки, то его меняют на здоровое животное. Дозволено приносить в жертву животное, если во  время забоя животному случайно выкололи глаз, или сломали ногу.

 

3. Приносить в жертву животное определенного возраста

Овцам и козам должно быть не менее одного года.  Крупному рогатому скоту должно быть не менее двух лет, а верблюдам – ​​пять лет [4]. Разрешено приносить в жертву шестимесячную крупную овцу, похожую на годовалую. Но в целях безопасности,  лучше заколоть годовалую.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  

«Не закалывайте ни что иное, кроме как «мусинну». Только тогда, когда у вас возникли сложности, можете заколоть «джаза`а-овцу» [5][6].

 

[1] Передали Абу Дауд, Муслим, Тирмизи.

[2] Передали Абу Дауд, Муслим, Тирмизи..

[3] «Фатава Хиндия», 5/344.

[4] «Раддул-мухтар», 2/321.

[5] Передали Абу Дауд, Муслим, Насаи

[6]«Мусинна» это категория зрелого животного – для верблюда это пять лет, для крупно-рогатого скота – два года, для овец – один год. «Джаза`а» применительно к овцам, не достигшим годовалый возраст.

1.   Выбирать самое красивое и упитанное жертвенное животное. Лучше приносить в жертву корову, верблюдицу или кастрированного барана [1].

 

2.    Владелец жертвенного животного должен принести в жертву сам или доверить это опытному забойщику. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приносил жертву от имени своей дочери Фатимы, он попросил ее присутствовать на обряде, и  сказал ей, что как только будет пролита первая кровь жертвенного животного, все ее предыдущие грехи будут прощены [2].

3.           Читать дуа при закалывании. Лучше произнести следующую молитву Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

وجهت وجهي للذي فطر السماوات والأرض حنيفاً وما أنا من المشركين إن صلاتي ونسكي ومحياي ومماتي لله رب العالمين لا شريك له وبذلك أمرت وأنا من المسلمين

 

Как мусульманин, верующий в единого Аллаха, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего![3]

4.           Жертвенное животное следует заколоть заранее приготовленным острым ножом аккуратно, не пытая его.

 Забивать животное тупым ножом является нежелательным (макрух). Не допускается сдирать шкуру сразу после забоя, пока животное не испустит дух.

5.           Воздержаться от завтрака и разговляться жертвенным мясом в день Курбан айта - сунна.

 

 

[1] Фатава Баззазия 3/156.

 [2] Передал Ибн Хиббан.

 [3] Передал Муслим.

Дозволено совершать жертвоприношение от имени покойного. Однако тот, кто приносит в жертву, должен сначала совершить жертвоприношение от своего имени. Али (да будет доволен им Аллах) приносил две жертвы, одну за себя, а другую за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Тем, кто спрашивал причину этого, он отвечал:

 

إن رسول اللَّه صلَّى اللَّه عليه وسلَّم أوصاني أن أضحّي عنه فأنا أضَحّي عنه 

 

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел мне приносить жертву от его имени»[1].

Любой, кто хочет принести жертву за умерших, должен сделать это в дни Курбан айта. Жертвенное мясо может оставить себе или раздать. Если жертвоприношение завещано умершим, наследники жертвенного животного не могут оставить себе мясо, они должны раздать его бедным.

[1]Передал Абу Дауд 

Согласно шариату, один мусульманин может уполномочить другого мусульманина сделать что-то от своего имени. Это потому, что в некоторых случаях человек может быть не в состоянии что-либо сделать сам. Поэтому он может обратиться к кому-либо за помощью, то есть доверить дело другому человеку (Хидая, 3/357).

Доказательством этому является следующий хадис: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дал Хакиму ибн Хизаму один динар и послал его купить жертвенное животное. Он купил его за динар, а потом продал за два, а потому купил другое животное за динар и принёс оставшийся динар Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отдал этот динар в качестве милостыни и обратился [к Всевышнему Аллаху] с мольбой за него, чтобы Он сделал благодатной для него его торговлю» (Абу Дауд).

Поэтому можно заказать услугу жертвоприношения, не выходя из дома. То есть человек, который намеревается принести жертвоприношение, может выбрать доверенное лицо в качестве своего представителя и дать ему деньги на жертвенное животное, а доверенное лицо купит, заколет и раздаст мясо жертвенного животного. Шариат называет эти отношения "вакалат". На сегодняшний день приносить жертвоприношение таким образом эффективно и удобно.

Услугу стали называть «онлайн-жертвоприношение», так как заказ услуги жертвоприношения, ее регистрация, определенные сведения и информации проходят в режиме онлайн.

 

[1] Хидая, 3/357.

[2] Передал Абу Дауд

 

По ханафитскому мазхабу жертвоприношение является ваджибом для богатых, свободных, совершеннолетних, дееспособных, и для тех, кто не находится в пути. 

Аллах говорит в Коране:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение»[1].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

  مَنْ كَانَ لَهُ سَعَةٌ وَلَمَ يُضَحِّ فَلاَ يَقرَبَنَّ مُصَلَّاَنَا .

«Если кто-либо, имея возможность, не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к тому месту, где мы совершаем  молитву»[2]. Это предупреждение касается тех, кто не выполнил ваджиб.

В другом хадисе говорится:  

 مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَلْيَذْبَحْ شَاةً مَكَانهَا وَمَنْ لَمَ يَكُنْ ذَبَحَ فَلْيَذْبَحْ عَلَى اسْمِ اللَّهِ

«Тот, кто совершил жертвоприношение до [праздничной] молитвы, пусть совершит его заново. А тот, кто еще не совершил, пусть принесёт жертву с именем Аллаха»[3].

Не дозволено раздавать деньги жертвенного животного на садака, при этом не совершив обряд жертвоприношения в Курбан айт. Потому что по шариату нужно обязательно  принести животное в жертву [4].

Однако, если мусульманин не смог совершить жертвоприношение в дни Курбана, то жертвенное животное он отдает как садака. Но если, он уже забил животное, то не оставляет себе часть мяса, а целиком раздает нуждающимся людям.   Потому что, по истечению времени Курбан айта, обязанность принесения жертвоприношения спадает, и считается как садака.  Если животное еще не куплено, то дается садака в размере стоимости жертвенного животного.

Это означает, что приносить жертву является обязательным поклонением. А давать садака вместо совершения жертвоприношения, не освобождает от ваджиба жертвоприношения.

 

[1] Сура «Каусар» , 2-аят.

[2] Ахмад.

[3] Муслим.

[4] Радду аль-мухтар, 9-том, стр. 454

Обряд жертвоприношения имеет свое определенное время. Нельзя приносить жертву раньше или позже этого времени. Жертва, принесенная раньше времени, подобна жертве, которую забили для себя, и не считается жертвоприношением. А если животное забито по истечении времени, то следует обязательно раздать все мясо в качестве садака, не оставляя себе[1].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن أول ما نبدأ به في يومنا هذا أن نصلي ثم نرجع فننحر من فعله فقد أصاب سنَّتنا ومن ذبح قبل فإنما هو لحم قدَّمه لأهله ليس من النُّسُك في شيء

 

«В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто заколит скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи»[2].

Жертвоприношение начинается после Айт намаза в местах, где совершается Айт намаз, и после рассвета в селах, где праздничная молитва не совершается, и продолжается до захода солнца третьего дня Курбан айта.

Если человек, живущий в городской местности, отправил свое жертвенное животное в деревню, где не совершается Айт намаз, то будет правильней совершить жертвоприношение в этой деревне после рассвета. Это связано с тем, что учитывается место жертвоприношения, а не место жительства владельца жертвенного животного.

Если Айт намаз не проводится из-за сильного холода, паводковой воды, сильного снегопада или из-за других веских причин, то жертвенное животное забивают примерно после окончания Айт намаза, то есть через час после восхода солнца.

Если же люди посчитали определенный день днем Курбан айта, совершили Айт намаз и принесли жертву, а затем выяснилось, что это был день Арафа, то намаз и жертвоприношение будут действительны[3]. А жертва, принесенная перед Курбан айтом, при этом зная, что Курбан айт еще не наступил, будет считаться как садака. Это отражается в казахской традиции как «шектык».

Жертвоприношение может быть совершено днем ​​и ночью. Тем не менее, совершать ночью - макрух [4]. Также считается похвальным приносить жертву в первый день Курбан айта [5].

 

[1]«Аль-Муфассал филь-фикх аль-Ханафи», 216. 

[2] Передали Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи

[3]«Раддул-мухтар», 6/319.

[4]«Фатху бабиль-иная», 3/76.

[5] «Китабул ихтияр», 4/260.